25 лет Мультитур
Система "все включено" в России. Доля рынка и перспективы

Система "все включено" в России. Доля рынка и перспективы

23.05.2017

Российские туроператоры, работающие на внутреннем направлении, высказались об инициативе краснодарских властей по выработке и закреплению стандартов российского «All Inclusive». В том, что именно, по мнению игроков туристического рынка, должно входить в систему «все включено» в России, разбирался «Вестник АТОР».

 ЧТО ПРЕДЛАГАЮТ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

На минувшей неделе губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев, анализируя готовность курортов региона к новому сезону, заявил, что владельцы гостиниц и санаториев края по-своему понимают, что именно входит у них в систему «все включено». Г-н Кондратьев предложил законодательно закрепить минимальный обязательный набор услуг в таком формате, заявив, что Краснодарский край готов выйти на федеральный уровень с этой инициативой.

 «У нас в стране должен появиться свой, российский стандарт «Все включено». И должно быть прописано в документах, какой набор услуг санатория или отеля войдет в него», – считает краевой глава.

ВЕДУЩИЕ ТУРОПЕРАТОРЫ О НЕОБХОДИМОСТИ СТАНДАРТА «ВСЕ ВКЛЮЧЕНО»

По мнению большинства участников рынка, единые правила эта стандарта могут пойти на пользу туристам, в первую очередь тем, кто едет на отдых с детьми. Как правило, под AI в России понимают трехразовое питание с возможностью промежуточного, небольшой ассортимент алкогольных и безалкогольных напитков, детская и взрослая анимация, пользование пляжем и бассейнами – но в каждом отеле все индивидуально.

По оценке специалистов Национального туроператора АЛЕАН, сейчас российские отели, работающие по системе «все включено», самостоятельно определяют набор услуг в пакете.

«Это ведет к тому, что пакеты «все включено» сильно отличаются в разных отелях. При появлении единого стандарта отели в ряде случаев будут вынуждены расширить набор услуг в своем пакете, чтобы иметь возможность применять формулировку «все включено» в своих маркетинговых материалах», – говорят в АЛЕАН.

Дмитрий Шаров, генеральный директор туроператора «Мультитур», считает, что идея создать и четко обозначить стандарт «Все включено» определенно имеет свой смысл. По его словам, именно в трактовке этого стандарта скрыты определенные сложности, с которыми туроператорам приходится сталкиваться все чаще.

Очень часто туроператоры сталкиваются с тем, что тип питания, который отель позиционирует как «All Inclusive», совершенно таковым не является

«Как показывает практика, туристов, ищущих отдых в России на типе питания «все включено», довольно много и с каждым годом их становится все больше. Но в данный момент мы имеем множество объектов, которые позиционируют систему «Все включено» на свой уникальный манер. – говорит г-н Шаров. – Где-то эта система может включать основное, промежуточное питание, алкогольные напитки в специальных зонах, подачу мороженного в перерывах между основным питанием на пляже или у бассейна, анимационные программы для взрослых и детей с мастер-классами. А в другом отеле это будет просто «завтрак-обед-ужин» плюс булочка на полдник. При этом оба эти объекта будут гордо позиционировать себя как объекты с системой «Все включено». Очень часто мы сталкиваемся с тем, что тип питания, который отель позиционирует как «All Inclusive», совершенно таковым не является», – говорит г-н Шаров.

В том, что унификация формата «все включено» в России и его стандартизация – необходим, согласен с коллегами и директор департамента внутреннего туризма туроператора «НТК Интурист» Сергей Стребков. При этом эксперт считает, что «олл инклюзив» займет лишь одну из ниш на российском отельном рынке и вряд ли будет столь же массовым, как в той же Турции.

По его мнению, во многих случаях внедрение такого формата для самих отелей нецелесообразно экономически,  да и не всегда по карману туристам. "У нас по-прежнему много отдыхающих, которые выбирают самые бюджетные варианты размещения", – говорит г-н Стребков.

Поддерживает коллегу по поводу нишевости формата и Семен Лившиц, директор департамента отдела России и СНГ туроператора «Русский Экспресс». «Очевидно, что такую систему будут внедрять не все отели, а только те, которые имеют достаточный номерной фонд и хорошую загрузку в продолжительный период» – говорит он. Скептичен эксперт и по поводу идеи унификации формата AI.

«Уверен, что внедрение такого стандарта именно для России не представляется возможным: в нашей огромной стране отели органически отличаются по специфике, расположению, сезонности и наборам необходимых услуг. Как можно сравнивать курортный отель в Сочи с гостиницей на горнолыжном курорте? Однозначно, что набор услуг в них будет разительно отличаться – и по системе «все включено» в том числе» – говорит г-н Лившиц.

СКОЛЬКО ОТЕЛЕЙ СО «ВСЕ ВКЛЮЧЕНО» РАБОТАЕТ В РОССИИ

Представление о том, что в России «практически нет» отелей с системой «все включено» далеко от реальности – говорят эксперты, впрочем с теми оговорками, что в России All Inclusive очень и очень разный. Все опрошенные туроператоры отмечают, что основная масса отелей, предоставляющих питание AI, находятся в местах традиционного семейного пляжного отдыха – в Анапе, Сочи, Геленджике и других курортах Краснодарского края, а также в Крыму.

Директор департамента внутреннего туризма «НТК Интурист» Сергей Стребков говорит, что отдых по системе «все включено» присутствует на российском рынке 10 последних лет. «Отели, которые предлагают этот формат, всегда в топе запросов и 2017 год не стал исключением" - говорит он.

Сегодня на отечественном рынке услуги «все включено» предоставляют примерно 10-15% от общего количества объектов размещения

По оценке Дмитрия Шарова из «Мультитур», на отечественном рынке услуги «все включено» предоставляют  примерно 10-15% от общего количества объектов размещения. «Это в основном объекты, находящиеся в сегменте «выше среднего», высокий и премиум. Такие отели большей частью расположены в Краснодарском Крае и Крыму. Средний и эконом сегмент предпочитает либо комплексное/заказное питание, либо шведский стол, но на базе «BB», «HB» и «FB», – говорит Дмитрий Шаров.

«Довольно сложно вычислить этот процент из общей массы отелей Краснодарского края и Крыма, но не думаю, что он составит на данный момент более 15%» – косвенно подтверждает эту цифру г-на Шарова и Семён Лившиц из «Русского Экспресса».

По данным Национального туроператора АЛЕАН, помимо Краснодарского края, где сосредоточено сегодня большая часть таких объектов, в Крыму тоже поддерживают популярную тенденцию. «Сегодня предложения отдыха по системе «все включено» в популярных объектах на полуострове – уже не столь большая редкость» – подчеркивают в пресс-службе туроператора.

ЧТО ДОЛЖНО ВХОДИТЬ В РОССИЙСКИЙ СТАНДАРТ ALL INCLUSIVE

По мнению туроператоров, в первую очередь, российское «все включено» это завтрак, обед и ужин с промежуточным питанием, анимацией и алкогольными напитками.

По мнению представителей Национального туроператора АЛЕАН, из обязательных опций нужно выделить, по меньшей мере, три: 3-х разовое питание «шведский стол», промежуточное питание, алкогольные напитки, взрослую и детскую анимацию, инфраструктуру для детей и  оборудованный пляж.

По мнению Сергея Стребкова из «НТК Интурист», в российскую систему «все включено» должны входить услуги, выходящие за рамки стандартного пакета отдыха. «Это все, что расширяет стандартный пакет проживания. Это алкогольные напитки, свободный доступ к элементам отельной инфраструктуры, анимация. Но главное, стоимость такого отдыха должна быть доступной для основной массы туристов. Это один из главных приоритетов», – говорит топ-менеджер.

Анна Филатовская, директор департамента прямых продаж, рекламы и PR туроператора ICS Travel Group считает, что при введении единого стандарта «все включено» в РФ в него должны входить как минимум, детская и взрослая анимация, а также должен быть выделен и описан формат «Ультра все включено». Сейчас, говорит она, чаще всего в  российских отелях в систему «Все включено» входит только питание, но и здесь наши гостиницы с AI отличаются от зарубежных в худшую сторону, прежде всего небольшим выбором блюд шведского стола.

В российский формат «все включено» должно обязательно входить основное и промежуточное питание, а также различные снеки между ними с безалкогольными напитками

«К сожалению, по большей части разнообразие меню наших объектов, как правило, отстает от зарубежных», – подтверждает ее слова глава ГК «Мультитур» Дмитрий Шаров.

Г-н Шаров считает, что  в российский формат «все включено» должно обязательно входить основное и промежуточное питание, а также различные снеки между ними с безалкогольными напитками (соки, минеральная вода и т.д.). «Что же касается алкогольных напитков – это уже на усмотрение объекта размещения, исходя из направленности предоставляемого отдыха. Сегодня на рынке есть объекты, где в стоимость входят алкогольные напитки местного производства, но таких меньше», – отмечает эксперт.

Распространению формата AI в России препятствуют и экономические условия, считают игроки рынка.

«Если сравнивать российский «All Inclusive» с зарубежными аналогами, то у нас себестоимость услуги выше. Если, например, в Турции AI обходится в сумму от 26 долларов  на комнату (в отелях 4* в июне), то у нас выходит где-то от 7 000 рублей на номер», – подчеркивает важный нюанс Сергей Стребков.

КОГО ВЗЯТЬ ЗА ОБРАЗЕЦ. ТУРЦИЯ VS ИТАЛИИ И ИСПАНИЯ

Наиболее часто российские туристы выбирают систему All Inclusiveв отелях Турции и Туниса, Египта. В последние годы к ним присоединились гостиницы Греции и Болгарии, активно внедряющие этот формат именно в расчете на россиян. В отличие от этих направлений, Испания и Италия, не изобилуют количеством предложений All Inclusive. Как отмечают, как правило, отправляясь в эти страны, большинство туристов выбирают или размещение на завтраках или полупансион.

«Молодежь и туристы старшего возраста склонны в этих странах выбирать отели с системой питания BB или HB, потому что большую часть времени проводят вне отеля, на экскурсионных программах или в поездках по близлежащим достопримечательностям, хотят попробовать национальные блюда в местных ресторанах и кафе», - поясняют в пресс-службе туроператора BSI GROUP.

В большинстве известных отелей Испании и Италии под «all inclusive» понимают только бесплатное питание и напитки

Тем не менее, по данным туроператоров,  спрос на отели «все включено» в Италии и Испании все же есть – как правило, у семей с маленькими детьми, которым такой формат удобен или у тех туристов, которые просто к такому отдыху привыкли. И очень может быть, что российский AIстанет аналогичным нишевым предложением именно для этой группы туристов – вопрос лишь в размере этой ниши.

Но при этом система «все включено» в Испании и Италии не совсем  такая, к которой многие привыкли на турецких или египетских курортах. В зависимости от места отдыха в Испании и Италии данная система может иметь свои особенности.

Если в Турции в эту систему входит круглосуточная анимация, вечерние представления и многое другое, то в этих странах, как правило,  в большинстве известных отелей под «all inclusive» понимают только бесплатное питание, напитки, иногда – специальные гостиничные сервисы и дополнительные услуги. И именно из-за нишевости предложения необходимости в специальной стандартизации на национальном уровне в этих странах не возникает – все отдано на откуп рынку, говорят эксперты.

АТОР от 23.05.17