25 лет Мультитур
Итоги летнего сезона на внутреннем рынке, или еще раз о роли субсидированной перевозки

Итоги летнего сезона на внутреннем рынке, или еще раз о роли субсидированной перевозки

09.10.2017

Летний сезон завершен. Какие прогнозы по сезону на внутреннем рынке сбылись, а какие – нет?

Предпосылки к тому, что сезон-2017 будет не таким успешным, как предыдущий, появились еще в начале договорной компании в сентябре 2016 года. Спад на рынке внутреннего туризма был ожидаем. Прогнозы - на 30-40% по сравнению с предыдущим сезоном.

Сегодня уже более чем очевидно, что предсказания эти сбылись. Как оправдались и наши опасения. Связано это, в первую очередь, с повышением цен по южным направлениям (Краснодарский край, Крым, Абхазия). Сказалось и укрепление российского рубля, а также открытие турецкого направления, в результате чего нашему туристу были предложены более выгодные пакетные туры в Турцию.

К сожалению, также в этом сезоне подвела и погода: в этом году солнце не особенно баловало своим появлением российский юг, из-за многочисленных дождей спрос упал еще в самом начале летнего сезона.

Если вспоминать 2016 год, который показал действительно исключительный рост спроса, то это во многом произошло благодаря закрытию Турции и Египта, в связи с чем туристам  пришлось переквалифицироваться на отечественные курорты.

Говоря о предварительных итогах сезона, мы можем анализировать данные только до конца августа, однако уже видно, что статистика, конечно, неутешительная. Так, по Краснодарскому краю мы наблюдаем спад примерно в 37%. Если рассмотреть по отдельности курорты Краснодарского края, то по сравнению с 2016 годом по Анапе мы видим снижение на 27%, по Геленджику – на 40%, по Туапсе – на  23%, по Сочи - 33%.

По Крыму фиксируем снижение количества заявок на 33%. Абхазия показала минус около 34%.

Что касается курортов России в средней полосе, на Селигере, в Кавказских Минеральных Водах, то статистика показывает спад на 23%. Что касается экскурсионных туров, то здесь можем говорить о снижении на 31%.

 

Какие направления были лидерами этого лета? Какие оказались в неудачниках и почему?

Сильнее всего по снижению спроса страдали направления Абхазии и Крыма. По Краснодарскому краю, а в частности, если взять Анапу, то тут спрос был стабильным - все-таки именно этот курорт предназначен, по большей части, для родителей с детьми, а на детском отдыхе родители экономить не привыкли. Независимо от кризиса на рынке, родители стараются вывозить детей на отдых, на море.

Это подтверждает и статистика по отелям сети "Ателика" - нашей партнерской компании, где отмечают очень много постоянных туристов. По этим данным видно, что если даже на туристическом рынке какая-то непростая ситуация, то люди все равно отправляют детей на любимый курорт, в любимый отель - пусть даже на чуть меньший срок, чем обычно. Именно поэтому Анапа в части снижения спроса пострадала менее всего.

Что касаемо Сочи, то тут цены на сезон 2017 г. формировались объектами размещения с минимальной наценкой, а в некоторых случаях повышение и вовсе отсутствовало по сравнению с 2016 годом. Городская администрация г. Сочи была крайне озабочена возможным снижением спроса в предстоящем сезоне 2017 г., и делала все возможное, чтобы не допустить резкого скачка цен. Благодаря этому и самой специфике курорта - более развитой инфраструктуре, обилию тематических мероприятий, интерес к объектам, построенным для Олимпиады, транспортная доступность – все это делает курорт Сочи особенно привлекательным.

Кстати, если сравнивать цены на авиаперелет из Москвы, то перелет в Сочи по нашим наблюдениям была по сравнению с другими курортами Краснодарского края  самым доступным.

По нашим данным не плохо потерял в спросе Крым. Меньше всего это заметно по Западному берегу. Спрос по ЗБК можно сказать остался на уровне 2016 г., благодаря санаторным учреждениям, которые достаточно неплохо были востребованы и в межсезонье. Восточный берег же пострадал сильнее всего. Как показали наши наблюдения. ВБК менее интересен для туриста, по ряду обстоятельств: менее развитая инфраструктура, удаленность от основных достопримечательностей полуострова, ну и как минимум удаленность от аэропорта г. Симферополь заставляет туристов задуматься при выборе места отдыха не в пользу восточного побережья. Южный берег – как показывает статистика не самый бюджетный, но он более востребован в сравнении с восточным берегом.

 

Какую «работу над ошибками» стоит провести всем участникам внутреннего рынка, в том числе, туроператорам и отельерам, в рамках подготовки к летнему сезону-2018? На чем стоит сосредоточить внимание?

Основная ошибка, о которой говорили все участники рынка по итогам 2016 года - это повышение цен. Грамотный подход к ценообразованию - лучшая стратегия, и к этому вопросу тоже не все подошли достаточно рационально и разумно.

В среднем цены были подняты в 2017 г. на 5-7%. Кем-то из отельеров цены были завышены даже на 20%, кто-то оставил прайс на уровне 2016 года. Поэтому, если обращать внимание на тенденции, которые мы наблюдали в конце 2016 года, то главное - это все же ценовая политика. 

Цена играет огромную роль при выборе тура и места отдыха. В этом году были многочисленные акции и спецпредложения: по сути,  это и был тот порог, который показывал, что туристу эта цена интересна, он на нее согласен.

Так что мы призываем обратить внимание на этот фактор, и при ценообразовании на новый сезон делать снижение цен, как минимум, на 20% по сравнению с 2017 годом.

Также обращаемся и к перевозчикам - цены на курортные направления должны быть конкурентны с зарубежными направлениями, с той же Турцией.

И, конечно же, очевидное - качество предоставляемых услуг при снижении цен страдать не должно.

 

Снова идут разговоры о субсидировании перевозок на внутреннем рынке. На каких направлениях, на ваш взгляд, нужно внедрять такую практику, прежде всего?

Каждый год говорится про субсидирование перевозок. Что касается направлений, то это, в первую очередь, пляжные курорты. Нужно, чтобы эта практика, которая планируется и рассматривается так долго, была реализована, в первую очередь, по направлениям Краснодарского края и Крыма. И субсидирование не только в межсезонье, как предлагает правительство, но и субсидирование в сезон.

Внутренний туризм сейчас переживает не простые времена. Есть не мало зарубежных курортов, которые составляют хорошую конкуренцию отечественным курортам по стоимости и качеству предоставляемых услуг, в том числе и по доступности авиаперевозки. Конкурировать с зарубежными курортами мы должны не только в межсезонье, но и в летний период, если стремиться к ежегодному увеличению спроса.

В 2017-м году внутренний туризм сильно просел, 2018-й год врятли нам покажет увеличение турпотока на отечественные курорты и это - достаточный фактор для того, чтобы задуматься о субсидировании именно в сезон, когда спрос можно поддержать и приумножить.

 

Компания много работает на рынке автобусных туров. Как сложился сезон для этого сегмента?

По автобусным турам этот сезон показал себя вполне неплохо. Автобус - экономичный вид транспорта, и объекты для формирования автобусных туров мы в основном выбираем бюджетного или среднего уровня.

Спад этого сегмента по сравнению с прошлым годом составил около 4%. Достаточно активный был спрос: автобусы грузились полные практически весь период, в сезон загрузка была 100%.

У компании большая линейка туров по странам СНГ. Каков в целом интерес россиян к поездкам в соседние страны?

Спрос крайне слабый, если смотреть по заявкам. Причина одна - дорого.

Недешевые перелеты, это раз, да и все-таки сам турпродукт не всем подходит, поскольку речь идет об экскурсионных турах с переездами, а не о спокойном и размеренном отдыхе.

Экскурсионные программы по направлениям СНГ востребованы у определенного сегмента туристов, а таких, так или иначе, меньшинство.

Расширяться в этом сегменте пока не планируем. Скорее, мы хотели бы направить силы на создание более "вкусных" предложений по востребованным и зарекомендовавшим себя направлениям.

 

Впереди осенне-зимний период. Какие экскурсионные туры, направления для оздоровительного отдыха и другие виды туризма предлагает компания? Готовите ли вы специальные пакеты на ноябрьские праздники и школьные каникулы?

Можем отметить, что увеличился спрос на сборные школьные туры. Также поступают запросы на экскурсионные направления от зарубежных групп - в основном, из Китая.

На осенние школьные каникулы большой спрос на экскурсионные туры по Москве - продолжительностью от 2 до 7 дней и стоимостью на одного  человека (школьник до 16-17 лет) от 6000 рублей. Также спрашивают отдельные экскурсии в Оружейную палату. Традиционно пользуется спросом Санкт-Петербург, причем с продолжительностью не менее 5 дней. Стоимость подобного тура - от 14 тысяч рублей. Интересны школьным группам поездки и в Нижний Новгород от 2 дней со стоимостью от 5 600 рублей на человека.

Также в период школьных каникул активным спросом пользуются подмосковные отели, которые предлагают активную анимационную программу, а также специальные сниженные тарифы для привлечения отдыхающих с детьми.

Подобные программы можно найти и в Ставропольском крае: многие объекты размещения здесь в период школьных каникул предлагают различные акции и специальные тарифы для семей с детьми.

На период межсезонья мы предлагаем оздоровительные и лечебные туры по направлениям Кавказские Минеральные Воды и Подмосковье. Также есть множество средств размещения по Средней полосе и Регионам России, которые могут предложить как лечение, так и отдых. По данным направлениям в обязательном порядке компания предлагает специальные праздничные пакеты на ноябрьские праздники с фиксированными или свободными заездами, в зависимости от условий объекта размещения.

 

Какие направления и маршруты станут для компании приоритетными на зимний сезон? Будут ли новинки? По каким направлениям в рамках РБ есть скидки?

Что касается зимнего сезона, то здесь популярны экскурсионные туры, особенно в Великий Устюг и Золотое Кольцо.  Есть спрос на Беларусь и лечебно-оздоровительный туризм, ближайшее Подмосковье и среднюю полосу России, Приэльбрусье и Красную Поляну.

Что касается бронирования в межсезонье, то здесь мы предоставляем возможность и агентам, и туристам забронировать туры со скидками в рамках нашей ежегодной акции "Юг - солнце круглый год". За счет формирования цены ниже стойки мы стараемся предоставить максимально выгодные предложения плюс ко всему этому мы даем хорошие скидки. В рамках акции "Юг - солнце круглый год" мы стремимся, в первую очередь, познакомить туристов с курортами и дать понять, что хороший отдых возможен не только летом но и  в межсезонье.

Южные направления не менее привлекательны в межсезонье как по цене, лечебным факторам, так и с точки зрения достопримечательностей!

Касательно акции «Раннее бронирование». Объекты дают цены раньше, если сравнивать с сезоном-2017. Уже сейчас начинают поступать прайсы на летний период 2018-го года, что позволяет делать выгодные предложения по бронированию с увеличением агентской комиссии и скидками. Думаю что акция «Раннее бронирование 2018» будет запущена нами раньше обычного.

 

Какими будут специальные предложения и туры на новогодние даты от «Мультитур»?

Компания «Мультитур» предлагает разнообразные новогодние туры по Подмосковью, Ставропольскому краю, средней полосе России и регионам России. При раннем бронировании действуют скидки.

По Подмосковью объекты размещения предлагают обширную анимационную программу на весь период новогодних праздников с грандиозным новогодним праздничным ужином, боем курантов и фейерверками!

Санатории Кавказских Минеральных Вод могут похвастаться сниженной ценой и наличием медицинского обслуживания на праздничные заезды. Как правило, санатории делают акцент именно на лечебную составляющую, а не на новогодний ужин. Кстати, стоимость по санаториям в период праздников не повышается, заезды возможны без фиксированных дат в любой день.

У нас есть  специальные сниженные тарифы по некоторым объектам размещения, а также гарантированные места.

Также отмечу, что Великий Устюг в этом году стал бронироваться гораздо раньше, чем в прошлом сезоне, да и цены мы оставили теми же, что были в прошлом году. Так что всем желающим встретить Новый год на родине Деда Мороза стоит поторопиться.

В целом, мы искренне надеемся, что сезон 2017 еще имеет шансы выправиться хотя бы за счет осеннее-зимнего периода и, как и все участники рынка, возлагаем надежды на грядущий сезон 2018. Уверены, наши совместные усилия помогут нам избежать ошибок этого сезона и улучшить показатели в 2018-м году.

 

АТОР от 09.10.17