25 лет Мультитур
Ранние пташки. Туроператоры делают ставки на лето

Ранние пташки. Туроператоры делают ставки на лето

15.12.2017

Избирательный российский турист

Большинство крупных российских туроператоров с конца октября — начала ноября открыли продажи туров на весну-лето 2018 года. При этом основная масса продаж по акции раннего бронирования на предстоящее лето начинается после новогодних праздников. Эксперты называют несколько преимуществ раннего бронирования на весну-лето 2018 года.

Так, Богдан Зварич, старший аналитик ИК «Фридом финанс» считает, что туроператоры опасаются ослабления рубля. «При текущем курсе возможности туристов выше. Если рубль начнет ослабевать, туры подорожают, и не все клиенты смогут удовлетворить свои запросы. В результате упадет спрос. Если же тур удастся продать сейчас, то все заинтересованные стороны окажутся в плюсе вне зависимости от дальнейшей динамики валютных курсов»,— отмечает эксперт.

По мнению Андрея Осинцева, коммерческого директора «Связной Трэвел», причина может быть и в том, что туроператоры хотят увеличить число продаж в 2017 году. Кроме того, гендиректор компании «Мультитур» Дмитрий Шаров говорит о том, что ранние продажи дают операторам возможность спрогнозировать спрос на то или иное туристическое направление.

Акции по раннему бронированию позволяют собрать предоплату за квоты мест в отелях и в чартерах. «С точки зрения отельеров, главным преимуществом при раннем бронировании является более корректное прогнозирование загрузки гостиниц, соответственно, операционной деятельности и более эффективная реализация стратегии динамического ценообразования»,— отмечает Дмитрий Паринос, директор по работе с ключевыми клиентами управляющей компании «ГОСТ Отель менеджмент».

Как рассказывает Дмитрий Малютин, гендиректор сервиса онлайн-бронирования Level.Travel, раньше популярностью пользовались горящие туры. Люди пытались откладывать покупки туров на последний момент в надежде сэкономить. Но сейчас туроператоры стали более осторожными и лучше планируют заполняемость отелей и рейсов, поэтому найти перед вылетом что-то по выгодной цене может быть затруднительно.

С другой стороны, и российские туристы стали больше обращать внимание на раннее бронирование. В компании Anex tour говорят, что по итогам прошлого года на российском рынке туриндустрии наблюдается тенденция к увеличению глубины продаж. «Российские туристы тщательнее изучают продукт и становятся более избирательными. Клиенты понимают, что при раннем бронировании они могут выбирать отели с лучшими условиями по доступной цене. Как показывает практика, лучшие предложения по цене и качеству бронируют в первую очередь. И зачастую при раннем бронировании есть возможность получить скидку на тур»,— отмечают представители Anex tour.

В то же время эксперты говорят и о рисках, связанных с ранним бронированием туров, которые могут коснуться как туристических компаний, так и туристов. Аркадий Гинес, директор по развитию сервиса путешествий OneTwoTrip подчеркивает, что часть туристов не могут планировать летний отдых более чем за полгода до него. Свою роль играют несколько факторов: могут поменяться планы, на работе могут не дать отпуск на нужные даты, либо необходимо будет присутствовать на важном мероприятии. Кроме того, на курорте могут быть не самые благоприятные погодные условия, о которых турист узнает максимум за две-три недели до вылета. В свою очередь, для туроператоров опасность, по мнению представителей сайта Tvil.ru, кроется в том, что процент отмены раннего бронирования может превысить показатели прошлого года, а именно 20%.

По данным сервиса онлайн-бронирования Level.Travel, на весну 2018 года 38% путешественников забронировали поездки примерно за пять месяцев. Больше чем за четыре месяца отели и перелет выбрали себе 35% туристов. Кроме того, 15% путешественников выбрали тур за полгода.

«Обычно в нашей компании заранее бронируются образовательные туры и программы по изучению иностранных языков на период летних школьных каникул. Средняя глубина бронирования таких программ составляет полгода»,— поделилась директор департамента выездного туризма туроператора BSI Group Наталья Бродская. Аркадий Гинес говорит о том, что ранние туры предпочитают также путешественники с детьми и пожилые люди, которые не привязаны к графику отпусков. Часто бронируют отпуск заранее и те туристы, которые из года в год ездят на один и тот же курорт или в один и тот же отель. Они примерно представляют погодные условия на курорте и количество отдыхающих на пляжах и в отеле.

Еще одной причиной покупки туров заранее становятся акции, которые предоставляют туроператоры при условии раннего бронирования. Опрошенные представители туристических операторов рассказали, что при раннем бронировании есть возможность приобрести тур на 10–20% дешевле. В пресс-службе национального туроператора «Алеан» отметили, что турагент может внести предоплату 50% в течение семи дней от даты бронирования и погасить полную стоимость до конца марта следующего года.

Дмитрий Хаванский, менеджер по развитию сайта для поиска авиабилетов, отелей и проката автомобилей Skyscanner в России, говорит, что на одних только авиабилетах, купленных за четыре-пять месяцев до поездки, можно сэкономить как минимум 20–30%, а иногда и до 70%. По данным Ирины Рябовол, представителя международного туристического метапоиска Momondo.ru, наиболее дешевые билеты можно приобрести за 60 дней до даты вылета. Кроме того, на стоимость перелета влияют день недели и время вылета. Более дешевые рейсы совершаются по вторникам и в вечернее время, между 18.00 и 24.00. В то же время самым дорогим днем для вылета считается суббота, а временем отправления — до 10 часов утра.

 

Турция не сдает позиции

По данным сервиса онлайн-бронирования Level.Travel на весну 2018 года, значительная часть путешественников, приобрела туры в Таиланд. На втором месте Турция, на третьем — Вьетнам. Кроме того, путевки на весну покупают в Арабские Эмираты, Чехию, Италию и Грецию. В прошлом году в ноябре на весну покупали туры в основном в Таиланд, Индию и Турцию. Похожие данные приводит и сервис путешествий Туту.ру. При раннем бронировании на 2018 год лидирует Таиланд, на втором месте располагается Вьетнам.

Многие туроператоры говорят о том, что при открытии раннего бронирования на летний сезон в первую очередь акцент также ставится на пляжные курорты. На сегодня участники рынка отмечают, что больше всех проданных на лето следующего года туров — турецкие. В числе других лидеров курортных направлений эксперты называют Италию, Грецию, Кипр, Болгарию, Индию, ОАЭ, Израиль и Доминикану.

«По ценовой политике в этом сезоне тон задавала Турция, и представители других стран старались тоже снижать цены. Летом 2018 года турецким операторам и отельерам нужно будет принять решение или немного поднять цены, или оставаться на том же уровне, чтобы конкурировать, например, с Грецией, Кипром, Болгарией. Не стоит забывать и о возможном открытии Египта, который составит серьезную конкуренцию популярным курортам. В случае возобновления прямого авиасообщения местные отели наверняка будут предлагать туристам выгодные варианты. А интерес среди наших туристов к отдыху на египетских курортах, безусловно, есть»,— прокомментировал Аркадий Гинес из OneTwoTrip.

По словам Натальи Бродской из BSI Group, среди европейских направлений туроператор на 2018 год представил экскурсионные туры в Париж, Швейцарию, Скандинавию, туры с проживанием в Disneyland Paris. В то же время, по данным сайта по поиску бронирования жилья Booking.com, у самостоятельных путешественников в 2018 году из европейских направлений популярными прогнозируют Стокгольм (Швеция), Братиславу (Словакия), Будву (Черногория).

О ранней покупке отдельно авиабилетов, по словам представителей Skyscanner и Aviasales, чаще всего задумываются туристы, планирующие поездки на дальнемагистральные направления. Для полетов из европейской части России это касается стран Юго-Восточной Азии, Южной и Северной Америки, Африки и Океании.

Руководитель отдела продаж туров сервиса путешествий «Туту.ру» Мария Чупина добавляет, что если туроператорам удастся решить сложности с нехваткой чартерной перевозки, особенно после ухода перевозчика «ВИМ-авиа», то можно будет ожидать увеличения полетной программы. Тунис с каждым годом прибавляет позиции в рейтинге продаж, так как отдых там уже можно сравнить с отдыхом в Египте. ОАЭ тоже дают хорошие цены, росту популярности курорта способствует и упрощение визового режима.

 

Притягательный Сочи

Туроператоры открывают ранние продажи не только на зарубежные направления. Так, некоторые опрошенные компании отметили, что при раннем бронировании на 2018 год третье место по запросам занимают российские курорты. По данным сервиса путешествий «Туту.ру», на них приходится 10% всех проданных путевок, и значительную часть раннего бронирования по внутренним направлениям занимает Сочи.

Руководитель департамента внутреннего туризма туроператора BSI Group Екатерина Медовикова говорит о том, что, как правило, в рамках раннего бронирования туристы либо покупают туры с серьезными скидками, либо самые востребованные и популярные отели, в которых в высокий сезон возможен дефицит мест.

По мнению Елены Лысенковой, генерального директора Hospitality Income Consulting, заранее путевки по внутрироссийским направлениям приобретают и те, кто собирается в санаторно-курортные объекты с услугами для детей в сегменте «три-четыре звезды». В первую очередь это будут курорты Краснодарского края, затем Крым и замыкают тройку кавказские лечебницы.

«В отличие от пляжного отдыха, где нередки покупки горящих туров, путевки в санатории чаще покупают заранее. Например, у нас первые бронирования на сентябрь 2018 года начались в сентябре 2017 года»,— рассказала Светлана Бабурина, директор по развитию сервиса онлайн-бронирования санаторно-курортных путевок и оздоровительных программ Zdravo.ru. «Более чем за полгода предпочитают покупать оздоровительные туры прежде всего корпоративные клиенты, которым компенсируют стоимость санаторно-курортной путевки, и они планируют свой отпуск заранее. Кроме того, это семьи с детьми, поскольку семейных номеров в санаториях обычно немного. Хорошие санатории в сезон полностью загружены, и сходу купить путевку в них не получится, поэтому опытные клиенты стараются покупать их заранее».

«Многие отели Краснодарского края и Крыма еще до конца не определились с ценами на будущий год. Поэтому, вероятнее всего, компании, которые открыли продажи по раннему бронированию, сделали это в рамках эксклюзивного договора с отелями. Недостатком раннего бронирования туров на российские курорты можно назвать пока еще сложно прогнозируемый спрос на лето 2018 года, от которого будет зависеть порядок цен и стоимость размещения в отелях. И нельзя исключать, что цены ближе к летнему сезону могут быть ниже, чем при покупке тура по раннему бронированию»,— комментирует Екатерина Медовикова.

При этом Дмитрий Хаванский, менеджер по развитию Skyscanner в России говорит о том, что в курортные города, такие как Сочи, Симферополь, Анапу, Краснодар и Минеральные Воды, дешевле покупать авиабилеты за пять-шесть месяцев, чем накануне поездки. Это особенно касается пиковых туристических сезонов — Нового года, майских праздников и лета.

Как утверждают владельцы отелей, информация о которых размещена на сайте бронирования Tvil.ru, активное раннее бронирование на летний сезон 2018 года может быть связано с грядущим ЧМ по футболу. «На самом деле, бронирования начались еще раньше, некоторые компании заключали контракты и запрашивали цепочки еще в 2016 году, так как в мае и июне спрос на отели будет невероятно высоким. Такая ситуация ожидается во всех городах России, где будут проходить матчи мундиаля»,— рассказывает Ксения Михеева, руководитель отдела маркетинга Nevsky Hotels Group.

В период проведения в России ЧМ по футболу, вероятно, вырастут тарифы на авиаперевозку практически по всем направлениям, считает Наталья Бродская. Эксперт-консультант по недвижимости компании EY Анна Левина, говорит о том, что не стоит переоценивать ЧМ-2018. В рамках проведения мундиаля правительство РФ заключило меморандум о сотрудничестве с Airbnb, так что особых всплесков загрузки у отелей во время проведения ЧМ-2018 ждать не приходится. Генеральный менеджер отеля «Форвард» Алексей Кутчер также отметил, что отельерам не стоит завышать ожидания от сотрудничества с FIFA и делать акцент на розничном сегменте гостей.

Возвращаясь к курортным направлениям юга России, эксперты считают, что их популярность будет в первую очередь, зависеть от ценовой политики. «В сезон 2017 года была снова открыта курортная Турция с привлекательными ценами и более качественным сервисом по сравнению с российскими направлениями. Если на курортах Краснодарского края, в Крыму и на Северном Кавказе цены на проживание не снизятся и сохранятся на уровне 2017 года, то летом 2018 года Турция станет лидером среди всех направлений»,— считает Андрей Осинцев, коммерческий директор «Связной Трэвел».

По мнению представителей туроператора «Алеан», ожидание высокого турпотока на российские курорты и желание заработать как можно больше привело к тому, что многие отели и санатории были загружены лишь на половину. Число отелей, которые все же подняли цену на проживание, пока не превысило 5%. Сейчас некоторые объекты до начала сезона планируют провести реновацию номерного фонда и инфраструктуры, увеличить перечень услуг, включенных в стоимость.

По словам гендиректор компании «Мультитур» Дмитрия Шарова, снижение цены можно будет заметить по объектам размещения, у которых за летних период 2017 года был ощутимый спад нагрузки. Поэтому на сезон 2018 года стоит ожидать, что большинство отельеров и туроператоров предпочтут не повышать цены на южные российские курорты, чтобы не повторить ошибки прошедшего лета.

 

Коммерсант.ру от 15.12.17