Можно констатировать, что лето-2025 года для внутреннего туризма будет непростым. Хотя какого-то относительного спокойствия не наблюдается уже много лет, однако, этот сезон подбросил нам дополнительных непростых задач. Радует, что все же емкость нашего рынка велика, а спрос на постсоветские направления растет. Проанализировала продажи нашей компании на лето, делюсь мыслями о складывающейся картине и некоторыми личными советами турагентам.
Ни для кого из профи уже не секрет, что на рынок внутреннего туризма в этом году «давят» сразу несколько факторов.
Во-первых, продажи Юга России серьезно пострадали из-за ситуации с мазутом в Анапе (причем не столько с самим по себе «мазутом», а с настоящей информационной истерией, развернутой вокруг курорта СМИ и хайпующими блогерами). А официальное закрытие почти всех пляжей Анапы (кроме Утриша) Роспотребнадзором на неопределенный срок без приведения результатов анализов (их просто нет: ни одной цифры и параметра), если говорить прямо – «добило» организованные продажи курорта. Тем временем, в Анапе туристы будут – просто они, увы, пока турагенты «боятся предлагать клиентам Анапу» бронируют жилье и отели не у нас. И активно – достаточно поглядеть наличие мест в поездах – на очень многие даты все купе раскуплены.
Во-вторых, это усилившаяся конкуренция с выездными направлениями. Доллар на данный момент ниже 80 рублей по внебиржевому курсу. У туроператоров, конечно, несколько выше, но дела это не меняет: очень многие зарубежные направления стали дешевле. А российские отели продолжают сталкиваться с комплексом факторов, которые повышают себестоимость их услуг – инфляцию в стране никто не отменял, равно как и дефицит кадров (и, соответственно, рост зарплат и фонда оплаты труда), налоги никто не понижал, а короткий сезон на Черном море по-прежнему диктует намерение заработать летом по максимуму.
Вангую – в этом году многие (по меньшей мере те, кто выбирал в 2023-24 годах Россию из-за высоких цен на зарубежный туризм) вернутся в привычные им Турцию или Египет. В отличие от зарубежных туров, в России цены, увы, растут почти везде. Сочи лидирует с подорожанием на 15–20%, остальные направления прибавили 10–15%. Исключение — та же Анапа, где отели пытаются компенсировать спад снижением цен. Конечно, по ряду направлений, даже по тем, которые с начала года прилично подняли цены, появляются акции, интересные направления. Но пока это ситуативные истории – от ряда отелей.
Совет турагентам: в любом случае не унывать! Наш с вами контингент путешествующих по России – поистине огромен. Есть люди, принципиально предпочитающие свою страну – из-за привычности окружения. Например, я – такой человек. Меня «затащить» отдыхать за пределы страны крайне сложно. Есть люди, не любящие долгие перелеты. И это тоже, например, я, и мои многочисленные знакомые. Есть масса невыездных по разным причинам. Есть множество людей, которым нужны санатории (а за рубежом такого формата, как у нас, попросту нет), есть те, кто хочет забронировать короткий отдых рядом с домом, и так далее. Главное – предложить им всем то, что в тренде, что соответствует их бюджету и запросам.
Какие направления спрашивают на это лето туристы, что они бронируют?
Посмотрела на наши текущие продажи. Структура спроса на лето 2025 года у «Мультитура» сейчас такова:
Что мы видим? А видим мы четкое перераспределение спроса на Черноморском побережье. Продажи туров в Анапу упали в три-четыре раза – и это не метафора, а сухая статистика «Мультитур». Многие, послушав СМИ и Роспотребнадзор, переключились на другие направления.
Однако здесь есть и обратная сторона медали: многие отели Анапы, пытаясь вернуть гостей, снизили цены на 40–60%, и с начала мая мы уже видим робкий, но устойчивый рост бронирований. Но даже с ним Анапа, в прошлом году занимавшая у нас первое место по продажам на Юге России, сейчас на условном шестом. Из интересных предложений по региону предлагаю рассмотреть: Дивный Мир Усадьба Шато, Санвиль Приморский, Бригантина санаторий .
Зато по другим курортам Юга мы видим рост продаж по сравнению с прошлым годом. Большой Сочи – плюс 15% год к году, Туапсинский район и Геленджик – плюс 10%. В Геленджике прирост у нас во многом обеспечен и появлением первого объекта сети Ателика с системой «все включено» – Ателика Тешебс. Вырос спрос и на объекты этой сети в Туапсинском районе Ателика Оазис и Ателика Лесная Бухта, и в Лоо (Сочи) – Ателика Сокол . Кроме этого в Сочи можно рассмотреть:Сочи парк отель, Ширак санаторий, Лоогуна отель.
Но самую значимую прибавку в продажах получил и Крым: по отелям Южного и Восточного берега Крыма мы видим прирост бронирований на 30%.
По моей оценке, тут дело не только в «закрытых» пляжах Анапы. Часть условно «новых» туристов в Крыму — это как раз те, кто и раньше всегда выбирал отдых на полуострове, но в последние годы из-за логистических и военных сложностей переключался на Сочи или Туапсе. Сейчас эти туристы в Крым активно возвращаются (во многом из-за цен, которые ниже на 10-20%, чем в Краснодарском крае). И это не может не радовать. Крым во многом сейчас спасает нас в ситуации провала с Анапой. Из интересных предложений по региону предлагаю рассмотреть: Ателика Горизонт Судак, Ателика Горизонт Алушта, Ателика Карасан, Золотой берег пансионат, Звездный Алан.
Как и Абхазия, куда у нас в этом мае уже на 20% больше бронирований на лето, чем год назад. Появились новые отели с подогреваемыми бассейнами и шведскими столами, сервис стал чуть более предсказуемым, цены здесь тоже ниже, чем в Краснодарском крае. Из интересных предложений по региону предлагаю рассмотреть: Дени Дельмар и Амра Парк отель и СПА.
Наконец, выросли у нас летние продажи и по непляжным направлениям – Подмосковье – на 10%, Беларусь – на 15%. Рассмотрите: Радуга санаторий, Чаборок санаторий, Боровое санаторий, Альфа Радон санаторий.
А вот Дагестан и курорты Азовского побережья, на мой взгляд, не получат особенно много туристов от временно «закрытой» Анапы. Хотя в % рост там, конечно, выгляди красиво: 30-50% по информации из разных источников. На Азовском побережье инфраструктура вокруг отелей оставляет желать лучшего, да и многие гостиницы здесь чаще напоминают гостевые дома, чем полноценные курортные комплексы. В Дагестане тоже острый дефицит качественного номерного фонда – без всякой ситуации с мазутом в Анапе.
Совет турагентам: Не списывайте Анапу со счетов. Да, спрос упал, но снижение цен и возможное (как всегда, внезапное) положительное заключение Роспотребнадзора в мае-июне могут сделать её «белым лебедем» второй половины лета. Не бойтесь сейчас предлагать клиентам отели «все включено» в Анапе и Витязево с бассейнами, анимацией по низким ценам. А также отели в Сукко и Утрише (в Утрише пляжи не закрывали, туда возят из Сукко тоже).
Альтернатива Кавминводам
Что предложить старшему поколению летом? Да, конечно, есть экскурсионные туры по России, в том числе Петербург, Золотое кольцо, Казань – из классики. Но все больше клиентов возраста 45+ хотят оздоровительного отдыха. В России санатории – история с ажиотажным спросом, вечным дефицитом номеров и, увы, проблемой «прямого бронирования», о которой я уже рассказывала.
Но у нас с вами есть выход – это Беларусь . Второй год подряд это направление показывает у нас рост на 20%. И причины, в целом, очевидны: цены на санаторный отдых здесь на 15–30% ниже, чем в Подмосковье или Кавминводах , лечение – качественное, визы не нужны, а дорога на самолете, поезде или «Ласточке» занимает считанные часы. Удобно добираться на машине.
Добавьте сюда привычную кухню, мягкий климат и насыщенную экскурсионную программу – получите идеальный вариант или оздоровительного отдыха. Да и для семейного, кстати, тоже.
Совет турагентам: в продажах Абхазии или Беларуси (и туров по России – тоже – вспомните, насколько Крым богат экскурсионными объектами!) делайте ставку не только на пляж или оздоровление, то есть на «главный» тип отдыха. Советуйте комбинации с яркими впечатлениями, разбавляющими пляж или лечение. Даже если они не принесут вам прямой выгоды.
Расскажите клиентам о том, как доехать от их белорусского санатория до Несвижского замка, подскажите, что самостоятельно посмотреть рядом с Гагрой, на какие винодельни можно съездить (да, без вас) из Анапы или в Крыму. Клиенты ценят такое: когда вы – просто эксперт, который готов им помогать не только за деньги (комиссию). И не забывайте про эмоции. Ведь отпуск для людей – это не просто бронь номера, это история, которую человек запомнит на всю жизнь. И если вы бесплатно сделаете его ярким, турист к вам вернется за новым туром.
Юлия Высоканова,
генеральный директор «Мультитур»