Заканчивающееся лето для всех, кто продает Россию, стало не очень простым временем. На осень у всех игроков объемы бронирований сейчас ниже, чем в прошлом году. Но если знать, куда точечно «бить», бархатный сезон может стать «вторым дыханием» продаж турагента. Ну а моя задача – дать правильные наводки.
По данным «Мультитур», спрос на осенние туры по России в этом году показывает неравномерную и разнонаправленную динамику. Давайте разберемся, куда едут туристы, какие отели пользуются спросом и как предложить клиентам лучшие варианты отдыха.
Лидеры бархатного сезона на Черном море: картина спроса
Осенью 2025 года россияне активно бронируют туры на Черноморское побережье. Глубина в этом году не слишком большая – почти 80% бронирований приходятся на сентябрь. Вот как выглядит у нас сейчас распределение спроса по направлениям на бархатный сезон:
Из-за черного пиара Анапы и последующего закрытия Роспотребнадзором пляжей (замечу, что никаких результатов анализов проб от этого ведомства как не было, так и нет), к сожалению, все мы потеряли очень много бронирований. В прошлом сентябре у нее было 32% всех бронирований на сентябрь в нашей компании. Туристы, мои сотрудники, в том числе и наш коллега, главный редактор сайта АТОР, которые побывали там – спокойно купались, вода чистая, мазута нет. Но курорт выглядит пустым, а очень многие отели даже не стали открываться. Кому выгодна такая ситуация – еще будем разбираться долго. Но как есть.
Что отчасти компенсировало «анапский спад»? Сочи у нас растет, но по рынку не так – у большинства компаний он падает или показывает прошлогодние результаты.
А вот Крым и у нас, и у коллег по рынку, второй год продолжает приятно удивлять: полуостров в очередной раз стал безусловным летним лидером по приросту спроса. Секрет, в целом, всем понятен: главное – это доступные цены, ниже, чем в Сочи на 12-15%, а бонусом – улучшающаяся инфраструктура, в том числе транспортная, а также интерес со стороны возвратных туристов.
Абхазия – в этом году видим спрос на сентябрь на 20% выше прошлогоднего. Тоже «заменитель» Анапы, но она – отдельная тема.
Средняя Полоса, Подмосковье, Кавминводы из года в год показывают у нас стабильный спрос, не списываем со счетов эти направления, тут туроператоры еще могут предложить много интересного и поконкурировать с агрегаторами.
А вот как выглядит у нас в конце августа распределение спроса по месяцам осени (ТОП-5 российским направлениям):
Подчеркну, что это – на сегодня. В прошлом году осенью около половины всех бронирований делались менее чем за месяц до заезда, так что параметры октября и ноября еще поменяются.
Какой тип отелей и питания выбирают туристы: что предлагать первоначально
В 2025 году предпочтения туристов почти не изменились по сравнению с прошлым годом. Большинство путешественников ищут отели 3–4* с трехразовым питанием (шведский стол).
На бархатный сезон особенно востребованы объекты с большой территорией, бассейном и анимацией. Это могут быть как современные гостиницы, так и пансионаты или санатории на тарифе «без лечения».
На втором месте – бюджетное размещение с завтраками. Такой вариант выбирают более мобильные туристы, которые не хотят быть привязаны к отелю и планируют исследовать окрестности.
Но что все же изменилось? Есть наблюдения. В этом году заметно вырос спрос на отели с системой «все включено» – особенно в Крыму и Краснодарском крае. Семьи с детьми и те, кто хочет максимального комфорта, готовы платить за предсказуемый отдых без дополнительных расходов.
Отели-лидеры продаж на Юге России и наши рекомендации
По данным «Мультитур», на сентябрь и первую половину октября на Черном море наибольшим спросом пользуются два типа отелей:
Ниже я перечисляю некоторые качественные объекты, где еще есть места на сентябрь. Смело предлагайте эти отели клиентам, которые хотят комфортный отдых без лишних хлопот. У многих объектов есть спецпредложения на сентябрь – например, скидки до 30% или бесплатное размещение детей
В Сочи и Адлере:
В Геленджике:
В Туапсе:
В Анапе:
В Крыму:
Экскурсионные туры в бархатный сезон: популярные беспроигрышные направления
Сентябрь – традиционно популярное время для экскурсий. Погода уже не жаркая, а цены в ряде случаев даже немного ниже, чем летом.
Мы видим рост спроса: у «Мультитура» продажи экскурсионных туров выросли на 10% по сравнению с прошлым годом. Вот самые популярные направления:
Санатории: спрос опережает предложение. Что рекомендуем
Санаторный отдых осенью 2025 года показывает устойчивый спрос – как и все последние годы. Глубина бронирования составляет 3–5 месяцев, а на сентябрь места в топовых здравницах Кавминвод уже почти распроданы. Вот актуальная ситуация:
Рекомендация: предлагайте клиентам бронировать санатории на октябрь – ноябрь уже сейчас. Новогодние заезды тоже активно продаются – лучше и с ними не тянуть.
Мои советы турагентам по бархатному сезону
Если у вас есть вопросы или нужна дополнительная информация – обращайтесь в «Мультитур». Мы всегда готовы помочь!
Подписывайтесь на мой блог, чтобы быть в курсе самых актуальных тенденций в туризме. Ваша Юлия Высоканова.